УДК 621.43:620.178.16
DOI: 10.15507/2658-4123.030.202002.188-199
Расчетно-теоретический анализ размерных цепей при восстановлении посадочного гнезда под бурт гильзы по глубине двигателей Д-245, Д-260
Сенин Петр Васильевич
проректор по научной работе ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), доктор технических наук, профессор, Researcher ID: H-1219-2016, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3400-7780, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Раков Николай Викторович
доцент кафедры технического сервиса машин Института механики и энергетики ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат технических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3687-9371, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Смольянов Алексей Викторович
доцент кафедры технического сервиса машин Института механики и энергетики ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат технических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7852-1146, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Макейкин Анатолий Михайлович
преподаватель кафедры технического сервиса машин Института механики и энергетики ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4629-0886, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Введение. До 23 % всех блоков цилиндров бывших в эксплуатации двигателей Д-245, Д-260 имеют износы гнезд под бурт гильзы по глубине и подлежат выбраковке. Поэтому основной задачей исследования являлось повышение долговечности блоков цилиндров вышепредставленных двигателей за счет обработки посадочных мест в ремонтный размер с последующей установкой регулировочных шайб.
Материалы и методы. В статье для решения поставленных задач использовался метод размерного анализа. На основании данных, представленных в технической документации, произведен расчет размерных цепей при движении поршня к нижней и верхней мертвым точкам.
Результаты исследования. Благодаря проведенным исследованиям размерных цепей было установлено, что при движении поршня к нижней и верхней мертвым точкам с зазорами в соединениях, соответствующих новым агрегатам, расстояние между днищем поршня и головкой блока может составлять от 0,488 до 1,592 мм, а с зазорами, соответствующими допустимым при эксплуатации, – от –0,035 до 1,15 мм. По результатам расчетов глубина гнезда под бурт гильзы в процессе расточки должна находиться в пределах 9,4+0,08+0,04 мм, то есть в интервале 9,44…9,48 мм.
Обсуждение и заключение. В результате исследования размерным анализом установлено, что допустимая величина на фрезерование привалочной плоскости блока составляет 0,35 мм, а глубина обработки бурта гильзы при установке регулировочной шайбы толщиной 0,4 мм должна составлять от 9,45 до 9,47 мм.
Ключевые слова: блок цилиндров двигателей, поверхность под бурт гильзы, износ, размерный анализ, восстановление, глубина обработки, допуск
Для цитирования: Сенин, П. В. Расчетно-теоретический анализ размерных цепей при восстановлении посадочного гнезда под бурт гильзы по глубине двигателей Д-245, Д-260 / П. В. Сенин, Н. В. Раков, А. В. Смольянов [и др.]. – DOI 10.15507/2658-4123.030.202002.188-199 // Инженерные технологии и системы. – 2020. – Т. 30, № 2. – С. 188–199.
Заявленный вклад соавторов: П. В. Сенин – научное руководство, анализ и доработка текста; Н. В. Раков, А. В. Смольянов – подготовка начального текста с последующей доработкой, анализ литературных данных; А. М. Макейкин – подготовка и первичный анализ литературных данных, редактирование текста.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Поступила 17.10.2019; принята к публикации 20.11.2019;
опубликована онлайн 30.06.2020
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бурумкулов, Ф. Х. Определение полного ресурса блока цилиндров автотракторных двигателей / Ф. Х. Бурумкулов, В. П. Лялякин, В. И. Иванов // Техника в сельском хозяйстве. – 2005. – № 4. – С. 30–33.
2. Раков, Н. В. Повышение долговечности блока цилиндров двигателя Д-260 / Н. В. Раков, А. В. Смольянов, П. П. Лезин // Сельский механизатор. – 2017. – № 12. – С. 44–45. – URL: http://selmech.msk.ru/1217.html (дата обращения: 03.04.2020). – Рез. англ.
3. Раков, Н. В. Оценка условий работы сопряжения отверстие – распределительный вал двигателя Д-260 / Н. В. Раков, А. В. Смольянов // Пермский аграрный вестник. – 2018. – № 4 (24). – С. 16–21. – URL: http://agrovest.psaa.ru/wp-content/uploads/2018/12/agrar_vest424.pdf (дата обращения: 03.04.2020). – Рез. англ.
4. Денисов, А. С. Анализ изменения технического состояния ресурсоопределяющих элементов дизелей КамАЗ в процессе эксплуатации / А. С. Денисов, А. Р. Асоян, В. П. Захаров // Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2011. – № 8. – С. 32–35.
5. Денисов, В. А. Применение ресурсосберегающих технологий для восстановления базовых деталей дизельных двигателей с аварийными дефектами / В. А. Денисов // Труды ГОСНИТИ. – 2013. – Т. 113. – С. 412–419.
6. Мураткин, Г. В. Повышение надежности коленчатых валов при ремонте двигателей / Г. В. Мураткин, А. А. Дятлов // Ремонт. Восстановление. Модернизация. – 2013. – № 5. – С. 25–31. – URL: http://www.nait.ru/journals/number.php?p_number_id=1864 (дата обращения: 03.04.2020).
7. Денисов, В. А. Восстановление базовых деталей зарубежных двигателей с дефектами, приводящими к внезапным отказам / В. А. Денисов // Труды ГОСНИТИ. – 2013. – Т. 111, № 2. – С. 47–50. – Рез. англ.
8. Арзамасцев, Л. И. Ремонт блоков цилиндров автомобильных двигателей / Л. И. Арзамасцев, А. Ф. Синельников // Грузовик. – 2006. – № 2. – С. 26–36.
9. Безбородов, И. А. Вопросы технологической стратегии обеспечения точности сборки ДВС методом неполной взаимозаменяемости / И. А. Безбородов, А. А. Малышко // Труды ГОСНИТИ. – 2014. – Т. 114, № 1. – С. 157–161.
10. Завороткин, Е. А. Особенности конструкций алюминиевых блоков цилиндров современных ДВС / Е. А. Завороткин // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. – 2010. – № 19. – С. 317–322. – Рез. англ.
11. Сенин, П. В. Теоретическое обоснование способов восстановления работоспособности привода клапанного механизма головки блока цилиндров / П. В. Сенин, Н. В. Раков, А. М. Макейкин. – DOI 10.15507/0236-2910.027.201702.154-168 // Вестник Мордовского университета. – 2017. – Т. 27, № 2. – С. 154–168. – URL: http://vestnik.mrsu.ru/index.php/en/articles2-en/52-17-2/309-10-15507-0236-2910-027-201702-001 (дата обращения: 03.04.2020). – Рез. англ.
12. Маренич, А. Я. Определение допустимых и предельных величин износов деталей шатунно-поршневого механизма методом решения размерных цепей / А. Я. Маренич, А. В. Чепурин, И. Л. Маренич // Ремонт, восстановление, модернизация. – 2002. – № 6. – С. 30–34.
13. Fischer, B. R. Mechanical Tolerance Stackup and Analysis / B. R. Fischer. – New York : Marcel Dekker, 2004. – 408 p. – ISBN10 0824753798.
14. Pérez, R. Concurrent Conceptual Evaluation of Tolerances’ Synthesis in Mechanical Design / R. Pérez, J. Ciurana, C. Riba [et al.]. – DOI 10.1177/1063293X11406147 // Concurrent Engineering: Research and Applications. – 2011. – Vol. 19, Issue 2. – Pp. 175–186. – URL: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/1063293X11406147 (дата обращения: 03.04.2020).
15. Sivakumar, K. Concurrent Design for Nominal and Tolerance Analysis and Allocation of Mechanical Assemblies Using DE and NSGA-II / K. Sivakumar, C. Balamurugan. – DOI 10.1504/IJMTM. 2009.024618 // International Journal of Manufacturing Technology and Management (IJMTM). – 2009. – Vol. 18, Issue 1. – Pp. 15–33. – URL: http://www.inderscience.com/offer.php?id=24618 (дата обращения: 03.04.2020).
16. Аввакумов, В. Д. Особенность расчета плоских размерных цепей / В. Д. Аввакумов // Сборка в машиностроении, приборостроении. – 2015. – № 11. – С. 37–40. – URL: http://www.mashin.ru/files/2015/sb1115_web.pdf (дата обращения: 03.04.2020). – Рез. англ.
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.