ISSN 2658-6525 (Online)
ISSN 2658-4123 (Print)
Основан в 1990 году
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС 77-74640
от 24 декабря 2018 г.

PDFСкачать статью в pdf.

УДК 821.131.1′161.1“18”                                                

DOI: 10.15507/VMU.025.201503.048

 

ДАНТЕ И ИТАЛИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ Д. Ю. СТРУЙСКОГО

Васильев Николай Леонидович
(профессор кафедры русского языка филологического факультета ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва» (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), доктор филологических наук, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

В статье рассматриваются литературные произведения поэта, музыкального критика, композитора Д. Ю. Струйского (1806–1856), посвященные автору «Божественной комедии» Данте и его родине – Италии, сокровищнице разнообразных искусств. Среди них, в частности, два стихотворения («Прощание Данте с Флоренцией», «Дант на границе своей родины»), являющиеся отрывками из незавершенной поэмы Д. Ю. Струйского «Дант», создававшейся предположительно в середине 1830-х гг., когда писатель путешествовал по Италии, побывав в Риме, Флоренции, Милане, Болонье и других городах. Они были опубликованы в 1845 г. в журнале «Москвитянин» при посредничестве известного итальяниста и дантолога С. П. Шевырева (1806–1864), с которым Д. Ю. Струйского связывали дружеские отношения со студенческих лет. Свои впечатления об итальянском искусстве Д. Ю. Струйский изложил в статье «Отрывки из путевых записок по Италии и Германии и замечания о последней выставке С.-Петербургской академии художеств», напечатанной в журнале «Литературные прибавления к “Русскому инвалиду”» в 1837 г. В это же время у Д. Ю. Струйского возникает желание познакомиться с текстом «Божественной комедии», о чем свидетельствует его переписка с литератором, музыкальным критиком В. Ф. Одоевским (1804–1869), чьей богатой библиотекой поэт регулярно пользовался, зная князя со студенческих лет. Вероятно, именно Италия, с ее дивной музыкальной культурой, стимулировала и первые композиторские опыты Д. Ю. Струйского. Примечательно, что его опера «Параша Сибирячка» (1840) тематически перекликалась с оперой на тот же популярный «русский» сюжет итальянского маэстро Г. Доницетти (1797–1848) «Ссыльные в Сибири» (1827). Не исключено, что композиторы были знакомы.

Ключевые слова: Д. Ю. Струйский, Данте, Италия, С. П. Шевырев, А. С. Пушкин, В. Ф. Одоевский, А. И. Полежаев, Н. А . Заболоцкий. 

Для цитирования: Васильев, Н. Л. Данте и Италия в творчестве Д. Ю. Струйского / Н. Л. Васильев // Вестник Мордовского университета. – 2015. – Т. 25, № 3. – С. 48–56. DOI: 10.15507/VMU.025.201503.048

 

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Joomla templates by a4joomla