ISSN 2658-6525 (Online)
ISSN 2658-4123 (Print)
Основан в 1990 году
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС 77-74640
от 24 декабря 2018 г.

PDFСкачать статью в pdf.

УДК 37.016:53                                                

DOI: 10.15507/VMU.025.201503.042

 

ПРОБЛЕМНЫЙ ХАРАКТЕР ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ОБЩ ЕЙ ФИЗИКИ КАК ЕДИНСТВО МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ И МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Сорокина Нина Константиновна
(профессор кафедры общей физики Института физики и химии, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва» (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат физико-математических наук, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

В статье рассматриваются объективные причины изменения и развития теоретического содержания курса общей физики, его методологии в неразрывной связи с методикой обучения студентов; при этом особое внимание уделяется проблемному характеру преподавания и познания законов физических явлений. В эпоху научно-технической революции целью обучения студентов в высшей школе должна быть передача им не просто определенной суммы знаний, а навыков к обучению. Ведь знания, полученные в вузе, не являются вершиной образованности на весь период трудовой деятельности будущих специалистов ‒ они должны быть способными самостоятельно пополнять свои знания. Опыт показывает, что решение данной задачи возможно на основе значительного повышения уровня учебно-воспитательной и научно-методической работы в процессе преподавания курса общей физики с использованием проблемного метода обучения. Объективной основой данного метода обучения является проблемность самого содержания курса общей физики, предметом исследования которого является физическая форма движения материи. Ее сложность и динамичность в свою очередь обусловливает проблемный характер процесса познания законов физических явлений. С учетом этого обучение может быть эффективным только в том случае, если будет обеспечено единство методики преподавания и методологии научного исследования физических процессов. Проблемное преподавание в своеобразной форме воспроизводит исследовательский процесс. При этом преподаватель ставит проблемы и решает их как бы вместе со студентами. Лекции и практические занятия приобретают форму своеобразного диалога с аудиторией. Творческая деятельность обучающихся происходит в результате постановки учебной задачи и ее разрешения в условиях создавшейся проблемной ситуации. Именно поэтому основой проблемного обучения являются учебная проблема и проблемная ситуация. Статья имеет большое практическое значение, поскольку в ней на конкретных примерах (чтении лекций, решении задач) убедительно изложено, как создается проблемная ситуация, стимулирующая студентов на восприятие нового материала.

Ключевые слова: методология научного исследования физических явлений, учебная проблема, системность понятий, уровень научной методики преподавания курса общей физики, проблемная ситуация. 

Для цитирования: Сорокина, Н. К. Проблемный характер преподавания курса общей физики как единство методики обучения и методологии научного исследования / Н. К. Сорокина // Вестник Мордовского университета. – 2015. – Т. 25, № 3. – С. 42–47. DOI: 10.15507/VMU.025.201503.042

 

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Joomla templates by a4joomla