УДК 37.01
DOI: 10.15507/VMU.025.201503.010
ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА
Мешков Николай Иванович
(профессор кафедры психологии Историко-социологического института ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва» (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), доктор психологических наук, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
Мешков Дмитрий Николаевич
(специалист ПО таможенного отделения ООО «Логексим» (Россия, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 75), кандидат философских наук, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
Существуют различные взгляды представителей разных наук на статус педагогики. Одни считают ее наукой, другие ‒ искусством. Большинство ученых говорят о педагогике как науке и искусстве. В данной статье также утверждается, что педагогика является не только искусством, но и наукой. Искусство имеет отношение не к самой науке педагогике, а к субъекту педагогической деятельности – педагогу, который, используя разнообразные средства, формирует личность воспитанника, профессионала. Приводятся характерные черты педагогики как самостоятельной науки. Мы считаем, что главная цель педагогики заключается в формировании духовной культуры личности человека и что эффективность образовательных учреждений определяется прежде всего отечественной педагогической традицией. Проблема духовности имеет отношение к такой форме общественного сознания как вера. Мы считаем, что представители материализма неудовлетворительно объясняли духовную сферу личности, необоснованно сводя ее к животному началу. Особенность педагогики как науки состоит в том чтобы, опираясь на догматы веры, формировать интраперсональное духовное пространство личности. А это, по нашему мнению, является особенно важной и необходимой задачей. Соответственно, проблему духовности в контексте целей воспитания автор относит к числу особо значимых для педагогической науки и практики. Это особенно актуально для современной ситуации, характеризующейся распространением псевдоформ в воспитательном процессе, некритичным заимствованием западных воспитательных технологий, оказывающих деструктивное влияние на формирование личности, ее сознания и самосознания. Также в данной статье уделяется внимание проблеме всестороннего и разностороннего развития личности в российском образовательном пространстве. Четкое разграничение отмеченных целей воспитания имеет непосредственный выход на практическую деятельность образовательных учреждений.
Ключевые слова: педагогика как искусство и наука, духовность, традиция, цели воспитания, калокагатия.
Для цитирования: Мешков, Н. И. Педагогика как наука / Н. И. Мешков, Д. Н. Мешков // Вестник Мордовского университета. – 2015. – № 3. – С. 10‒18. DOI: 10.15507/VMU.025.201503.010
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.