УДК 327(470+571) “1990”
DOI: 10.15507/VMU.024.201403.207
ОНТОЛОГИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ ФОРМ В КУЛЬТУРЕ
М. В. Логинова
(профессор кафедры культурологии, этнокультуры и театрального искусства Института национальной культуры ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва» (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), доктор философских наук, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
В статье исследуется проблема онтологии выразительных форм в культуре и искусстве, которые организуют человеческое бытие; определяется их культурологическое значение; обосновываются в историко-культурологическом плане эволюционные моменты соотношения выразительных форм и содержания (классицизм, немецкие романтики, «теория вчувствования», концепции Б. Кроче, А. Ф. Лосева, М. М. Бахтина); интерпретируется соотношение категории «выразительность» с формой и содержанием в искусстве; дается содержательный анализ выразительных форм в культуре через диалектику категорий «витальность» и «интенциональность», «открытой» и «закрытой» форм. Выразительные формы в культуре определяются как состояние события, достижение тождества между субъектом и объектом культуры и искусства, замыслом художника и его воплощением, которые служат границей между миром художественного произведения и миром реальности и «делают» художественное произведение социальнокультурной вещью. Делается вывод, что выразительные формы являются механизмами образования специфического художественного содержания (посредством художественной условности). Сущность выразительных форм обнаруживается в диалектике субъективного и объективного выразительной формы. За выразительными формами признается не только экстериоризация смысла, но динамика становления смысла и выразительности через соотнесенность с «другим».
Ключевые слова: выразительность, форма, культура, смысл, интенциональность, витальность.
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.